КАК COVID-19 ЗАСТАВЛЯЕТ ПЕРЕПРОФИЛИРОВАТЬ БИЗНЕС? 06.05.2020

КАК COVID-19 ЗАСТАВЛЯЕТ ПЕРЕПРОФИЛИРОВАТЬ БИЗНЕС?

Самолеты стали перевозить товары вместо пассажиров

С высоты птичьего полета

Сегодня в небе пусто. Авиакомпании на карантине так же, как и все мы в ожидании окончания пандемии. Однако их деятельность, несмотря ни на что, продолжается. Авиаперевозчики по всему миру работают над сохранением и защитой своих судов, которые остаются припаркованными на взлетно-посадочных полосах или в ангарах. Тем, кто успел занять место, похоже, крупно повезло. 

Как мы уже рассказывали в одной из наших прошлых публикаций, лайнеры нельзя просто возвратить в эксплуатацию после длительного простоя. Во время хранения им требуется много внимания: от обслуживания гидравлики и систем управления полетом до защиты от насекомых и диких животных. Последнее может стать особо острой проблемой из-за гнездящихся птиц. Ко всему прочему – влажность и, как результат, коррозия, которая может разъесть детали и повредить обшивку. Даже при парковке на взлетно-посадочных полосах самолеты часто загружаются топливом, чтобы они не качались на ветру. 

Паркинг это огромный логистический кошмар для авиакомпаний. Никто и не думал, что такая степень сохранности будет необходима.

По данным исследовательского центра Cirium, в настоящий момент по всему миру на земле находятся порядка 16 000 припаркованных пассажирских лайнеров, и все это из-за запрета перевозок пассажиров и закрытия границ.

Пришло время авиакомпаниям начать пересмотр стратегии ведения бизнеса. В частности, вместо того, чтобы вхолостую держать самолеты на земле, многие из них решили на время трансформировать бизнес и переориентироваться на доставку коммерческих грузов, тем более, что спрос на этот вид деятельности только вырос с начала пандемии. Коронавирус изменил глобальную систему авиаперевозок. Авиакомпании стараются минимизировать свои потери. Пассажирские авиалинии теперь стремятся к тому, чтобы обеспечить мир дефицитными медикаментами, промышленной продукцией и потребительскими товарами высокого спроса. Гибкий подход в ведении бизнеса еще раз подтверждает, что компании следуют принципу «Меняйся или умри».

Таким образом, теперь авиакомпании используют пассажирские самолеты только для транспортировки грузов. Эта тактика обеспечивает некоторый доход перевозчикам, сильно пострадавшим от снижения спроса на пассажирские рейсы. В то же время подобный подход позволяет устранить дефицит грузовых перевозчиков, что также связано с отменой пассажирских перевозок, которая в свою очередь привела к сокращению пропускной способности для товаров, перевозимых в пассажирских отделениях.

Например, известный американский авиаперевозчик American Airlines Group Inc. впервые с 1984 года выполнил  регулярный грузовой рейс, совершив два рейса в оба конца в течение четырех дней между Далласом и Франкфуртом на широкофюзеляжном пассажирском самолете Boeing 777-300, который может перевезти более 100 000 тон груза. Ожидается, что рейсы будут заполнены до предела и будут перевозить грузы, включая медикаменты, посылки для электронной коммерции, а также телекоммуникационное оборудование и электронику.

Немецкая Lufthansa AG, которая сократила 95% своих пассажирских рейсов, продолжает  вносить свой вклад в сохранение цепочек поставок путем эксплуатации своего грузового флота.

Мировые авиаперевозчики, в том числе Delta Air Lines Inc., Qantas Airways Ltd. и Korean Air Lines Co. также выполняют грузовые воздушные перевозки на рейсах, которые ранее были предназначены только для пассажиров. 

Подобные шаги были предприняты из-за того, что авиакомпании по всему миру страдают от последствий пандемии коронавируса. Перевозчики увольняют рабочих и сокращают расходы, пытаясь удержаться на плаву, пока они добиваются правительственной помощи и государственных субсидий.

Руководители отрасли говорят, что цены на авиаперевозки начали расти на ключевых торговых маршрутах, включая направления в Азии, где производство постепенно возобновляется, даже несмотря на то, что  в Европе и Северной Америке все было заморожено в попытке сдержать распространение коронавируса. Стоимость перевозки по воздуху порой оказывается выше цены транспортируемых товаров, а очереди на отправку растянулись на несколько месяцев.

Российские авиакомпании

По данным Коммерсанта, среди российских авиакомпания NordWind уже выполняет грузовые перевозки из Китая. Компания использует по крайней мере 5 из 11 пассажирских лайнеров авиапарка для транспортировки грузов. 

По данным АК Сибирь, S7 Саrgo недавно совершила перелет по маршруту Пекин – Новосибирск с грузом медицинского назначения на пассажирском судне. Рейсы планируется выполнять из Китая в российские города, а также по некоторым европейским направлениям. Появляется нехватка пилотов, которые специализировались на грузоперевозке. Компания готова на время пика перевозок воспользоваться услугами пилотов пассажирских авиакомпаний.

А с недавних пор Росавиация дала разрешение 7 российским авиаперевозчикам на перевозку грузов в пассажирских отделениях. Среди компаний числятся: ПАО «Аэрофлот», ОАО Авиакомпания «Уральские авиалинии», ООО «Северный ветер», АО «Авиакомпания «Россия», ООО «АЗУР эйр», ООО «Авиакомпания «Икар» и АО «Авиакомпания «РОЯЛ ФЛАЙТ».

Что делать?

Пандемия заставляет нас кардинально менять бизнес-стратегию. Тот «довирусный» мир, каким мы его знали раньше, уже не будет прежним. Авиакомпаниям следует оптимизировать режимы работы, проявлять гибкость и вовремя реагировать на изменение рынка. Компании должны научиться в кратчайшие сроки менять стратегические планы, анализировать их экономическую целесообразность или заручиться поддержкой надежных консультантов, которые будут быстро реагировать на вызовы и риски, а также обеспечат экспертизу возможных управленческих решений и сценариями оптимизации расходов. 

Приостановка большинства пассажирских рейсов в Азии затруднила систему поставок, в особенности для межконтинентальных курсов.  Перевозчики с простаивающими самолетами ориентируются на доходы от грузовых перевозок на маршрутах по требованию, где они могут «максимизировать полезную нагрузку на один рейс и воспользоваться очень высокой рыночной ставкой» в то время, когда цены на топливо упали. В сложившихся обстоятельствах подобный сценарий развития экономически привлекателен, например, на трансатлантических маршрутах, где рейсы короче, чем на тихоокеанских, и имеются активные товарные потоки обоих направлениях.

Быстрое прекращение полетов по мере развития пандемии оказалось поистине потрясением для грузоотправителей и экспедиторов, которые организуют перевозку грузов по воздуху. Глобальное экспедиторское подразделение Deutsche Post DHL Group объявило ситуацию форс-мажора, чтобы оно могло изменять свои услуги без штрафов за нарушения контракта. В заявлении компании говорится, что в настоящее время не представляется возможным невозможно предсказать или контролировать «почти все элементы воздушных и океанских цепочек поставок на определенных торговых линиях».

Если раньше существовали ограничения на перевозку грузов в салоне самолета, то теперь все размещается как в багажном отсеке, так и в пассажирском отделении в строгом соответствии с правилами безопасности воздушных судов. Решение не уходить на карантин может привести к большому успеху: серьезному увеличению доли рынка и значительному повышению финансовых показателей. Таких результатов удается добиться за счет эффективного использования бортов и низких затрат.

В период, когда ситуация на рынке резко изменилась, спрос на привычные услуги и товары падает, а на другие растет, компании вынуждены стратегически переориентироваться, и очень важно вовремя предвидеть всевозможные риски, особенно когда это касается международных контрактных отношений. Стоит задуматься о помощи с сопровождением бизнеса, отношений с ключевыми международными партнерами, выявлением рисков, формированием необходимых корпоративных ресурсов и систем защиты для безопасного функционирования компании и в других вопросах.



Возврат к списку