Логистика в условиях новой экономической реальности 30.05.2022

Логистика в условиях новой экономической реальности

Мир относительно недавно стабилизировал цепочки поставок, которые ранее можно было назвать нестабильными в условиях пандемии, особенно со стороны Китая, который до сих пор продолжает закрывать логистическое сообщение после объявления карантина.

Сейчас же многие компании мира и в особенности российский бизнес испытывают логистические проблемы из-за стремительно меняющейся ситуации в мире, вызванной геополитическими изменениями и санкционным давлением со стороны стран ЕС и США.

Логистика в России претерпевает колоссальные изменения, как со стороны экспорта, так и импорта. В большей степени стоит обратить внимание на сектор морских перевозок, на которые приходится 62% мирового грузооборота. Такая обостренная ситуация вокруг морского транспорта вызвана тем, что крупнейшие контейнерные перевозчики объявили об отмене заказов от российских клиентов (за исключением медицинского сектора и товаров первой необходимости) об отмене заявили компании: Maersk (Дания) , Mediterranean Shipping Company (Швейцария), CMA CGM (Франция), доля на рынке данных компаний составляет 50%, позже к ним присоединились Ocean Network Express (Сингапур), Hapag-Lloyd (Германия) , Yang Ming (Тайвань) и другие. В общей совокупности флот компаний, которые отказались от сотрудничества с Российскими клиентами насчитывает порядка 2 400 контейнеровозов различного класса, в том числе и взятых во фрахт.

Однако возможность возить грузы морем останется. Вряд ли уйдет с рынка четвертый по величине перевозчик из Китая — COSCO. В России есть свои компании — FESCO и SASCO, но по возможностям они далеко за пределами лидеров рынка. Также стоит учитывать возможность организации интермодальных международных перевозок, которые среди российских отечественных представителей осуществляют ПАО ТрансКонтейнер, LCM Group и STS Logistics.

Стоит также отметить блокаду товаров, которые направляются в Россию из портов Европейских стран, таможенные органы которых решили прекратить выпуск грузов в РФ. Под санкции также попал и один из крупнейших инфраструктурных логистических объектов в РФ - Новороссийский морской торговый порт. Западным компаниям теперь запрещается прямо или косвенно совершать с ним сделки. В тоже время «ПАО «НМТП» продолжает оказание услуг всем клиентам в штатном режиме, все обязательства будут исполняться без ограничений.

В относительно стабильном режиме продолжают работу железнодорожный и автомобильный транспорт в разрезе доставок грузов из Европы. Грузы из прибалтийских стран продолжают поставляться, однако присутствует временной лаг, вызванный тем, что усиливаются проверки на границах. Также стоит отметить нерешительность европейских поставщиков в отгрузке товаров для РФ, так как им необходимо время, чтобы разобраться какой товар попадает под санкции, какой нет.

С авиационными сообщениями более сложная и в тоже время однозначная ситуация, авиационные сообщения между РФ и странами Европы почти полностью приостановились в связи с «закрытым небом». Логистические компании пытаются переориентироваться на новые маршруты с использованием нескольких способов доставки груза, как например доставка груза авиаперевозкой до ближайшей точки к России и последующая перегрузка на автомобильный транспорт.

Затрагивая тему экспорта из России в «недружественные страны», можно отметить, что ситуация несколько лучше, чем проблемы с импортом. Так Минэкономики оценило долю российского экспорта, затронутого санкциями, которая составляет порядка 20%, а около 44% экспорта идет в страны, которые не присоединились к санкциям - эту долю Министерство экономики планирует наращивать. Также стоит учитывать, что санкционный список Евросоюза на товары из РФ будет расширяться.

Нельзя сказать, что данная ситуация является безвыходной для Российского экспорта и импорта, где в первую очередь испытывает проблемы бизнес, который ранее имел зарубежных поставщиков из зарубежных стран или экспортировал свои товары. На текущий день ключевыми направлениями в решении проблем является, переориентация рынка сбыта, поиск альтернативных поставщиков из стран, принимающих нейтральную позицию и формирование альтернативных маршрутов поставок. Оценивая сложившуюся ситуацию, можно заключить, что цепочка поставок будет расширяться как в количестве посредников, так и в типах используемого транспорта, что закономерно отразится на стоимости транспортировки груза как в РФ, так и из РФ, но как говорят собственники бизнеса, которые столкнулись с проблемами в логистики – это более дорогие и длительные по срокам способы транспортировки, однако они могут обеспечить стабильность поставки.

Помощью в решении логистических проблем бизнеса, также занимаются власти Москвы, которые запустили горячую линию, где специалисты помогут компаниям найти альтернативных поставщиков сырья и оборудования, а также ответят на вопросы, связанные с работой и поддержкой промышленных предприятий. В тоже время Команда Моор СТ, также оказывает помощь и поддержку бизнесу, имея обширный опыт работы с логистическими компаниями и понимает специфику перевозок груза, юридические особенности, связанные с международной транспортировкой груза в разных странах и регулярно отслеживает текущие геополитические изменения. Мы поможем с наиболее оптимальным и актуальным вариантом в виде:

·   Проработки новых логистических направлений и выстраивания цепочек

·  Минимизации рисков прерывания цепочек поставок

·    Аудита затрат на транспортировку

·    Оптимизации транспортных расходов

E moscow@moore-st.ru

T +7 495 589 34 98


Возврат к списку




МСТ Стивенс- независимая группа компаний со стопроцентным российским участием.