НАЛОГОВЫЙ МОНИТОРИНГ НАБИРАЕТ ОБОРОТЫ 12.06.2020

НАЛОГОВЫЙ МОНИТОРИНГ НАБИРАЕТ ОБОРОТЫ

В рамках национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» распоряжением от 21.02.2020 № 381-р утверждена концепция развития и функционирования в России системы налогового мониторинга.

Налоговый мониторинг – это современная форма налогового контроля, которая подразумевает взаимодействие налоговых органов с бизнесом путем интеграции в корпоративные информационные системы налогоплательщиков. Таким образом, налоговые органы контролируют в онлайн-режиме совершаемые операции и выявляют риски путем получения доступа к данным бухгалтерского и налогового учета, а также внутренних систем контроля организации.

По данным ФНС России, в 2019 году в налоговый мониторинг вступили порядка 48 новых компаний, что свидетельствует о значительном росте количества участников и популярности данной программы. В этом году налоговые органы ожидают увеличение количества участников системы до 200 компаний.

На основании зарубежного опыта в России налоговый мониторинг действует уже 4 года. Количество компаний, вступающих в данную систему, растет в геометрической прогрессии.  Давайте более подробно разберем, почему это так актуально сейчас?

Что ожидается?

Концепция предусматривает расширение спектра участников системы налогового мониторинга. Во-первых, в связи с пандемией Covid-19 крайний срок подачи заявления (в этом году можно направить в электронном виде) о проведении налогового мониторинга в 2021 году перенесен с 1 июля 2020 г.  на 1 октября 2020 г. Во-вторых, концепцией предполагается  сокращение количества условий для соответствия налогоплательщиков, предусмотренных п. 3 ст. 105.26 НК РФ.В-третьих, планируется поэтапное снижение пороговых значений, предусмотренных п.3 ст.105.26 НК РФ, в разы:

  1. Суммы налогов для уплаты в бюджет с “не менее 300 млн руб.” до уровня “не более 100 млн руб.”

  2. Суммарного объема полученных доходов по данным годовой бухгалтерской (налоговой) отчетности организации с “не менее 3 млрд руб.” до уровня “не более 1 млрд руб.”

  3. Совокупной стоимости активов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности организации на 31 декабря календарного года, предшествующего году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга, с “не менее 3 млрд руб.” до уровня “не более 1 млрд руб.”

Также, предлагается отказаться от проведения налоговых проверок и сократить сроки налогового контроля. Например, проверка декларации по НДС, в которой заявлено право на возмещение налога, декларации по акцизам, в которой заявлена сумма акциза к возмещению, уточненной декларации, будет проводиться непосредственно в рамках налогового мониторинга. 

Предусмотрена отмена обязательности соответствия условиям, предусмотренным в п.3 ст.105 НК РФ для участников консолидированных групп плательщиков.

Ожидается, что при позитивном раскладе и реализации условий концепции: 

  1. Количество потенциальных участников системы налогового мониторинга будет расти, а именно, к 2022 достигнет уровня в 3879 налогоплательщиков, а к 2024 – 7827 налогоплательщиков. 

  2. Число налогоплательщиков, в отношении которых проводится налоговый мониторинг, будет расти на уровне не ниже 20% в год.

  3. Доля автоматических и автоматизированных контрольных процедур налогового мониторинга будет увеличиваться на 20% в год;

Какой вывод?

Присмотритесь к системе налогового мониторинга. Во-первых, быстро. Во-вторых, прозрачно. В-третьих, незатратно. Наконец, тенденция дает о себе знать. С каждым годом режим становится удобнее и доступнее. Многие игроки на рынке задумываются о переходе в виду вышеперечисленных преимуществ.

С более подробной информацией о системе налогового мониторинга можно ознакомиться в публикации.

Скачать публикацию

Данная публикация не является налоговой консультацией. Обратитесь к высококвалифицированному специалисту для урегулирования ваших конкретных вопросов и обстоятельств.

E Yulia.Shumikhina@moore-st.ru




Возврат к списку