Рынок сухогрузов: что происходит сейчас, и каковы прогнозы на будущее? 27.09.2021

Рынок сухогрузов: что происходит сейчас, и каковы прогнозы на будущее?

Не секрет, что рынок морских перевозок цикличен и отличается высокой волатильностью: когда спрос превышает предложение, фрахтовые ставки растут и наоборот. Также не секрет, что в зависимости от скачков фрахтовых ставок меняются и цены на суда. Такие закономерности позволяют судовладельцам играть на процессах купли-продажи, получая значительную прибыль. Спрогнозировать, когда будет следующая волна, довольно трудно, однако после 16-месячного кризиса, вызванного пандемией, все указывает на то, что рынок меняется.

Вследствие небольшого спада в первой половине сентября индекс Baltic Dry Index достиг показателя 4,233. Это приблизило его к годовому максимуму, который был зафиксирован 27 августа, в размере 4,235 пунктов. Тем не менее, импульс, который привел к росту индекса, скорее всего больше не вспыхнет. Сейчас линия роста прямая или даже нисходящая. Напомним, что индекс Baltic Dry Index в мае 2020 года был меньше 400 пунктов.

Вопрос о том, что будет дальше остается открытым. С одной стороны, сейчас ставки находятся на самом высоком уровне с 2009 года, с другой стороны - они все еще значительно ниже исторического максимума 11 793, достигнутого в мае 2008 года. Каково будущее? Никто не знает. Однако все предпосылки говорят о том, что ситуация на рынке будет, по крайней мере в течение следующего года, меняться в зависимости от спроса, а не от расширения предложения.

В конце мая мировой портфель заказов на сухогрузные суда составил 619 судов (5,5% от всего парка), что является историческим минимумом в соотношения портфеля заказов и парка судов. Между тем количество судов, утилизированных за первые пять месяцев 2021 года, по сравнению с прошлым годом выросло с 35 до 47. Значительных изменений на мировом парке судов не следует ожидать в течение ближайших 18 месяцев.

Мнения и взгляды на то, что будет происходить дальше, можно разделить на 3 лагеря:

  1. Оптимисты считают, что рост показателей за последние 16 месяцев – это нечто большее, чем просто возращение к прежним показателям. Предполагается, что случится восходящий поворот в суперцикле рынка судоходства, в частности в суперцикле фрахтовых ставок, тенденция на который началась в 2019 году. Все, что сделала пандемия - это отсрочила неизбежный рост, который в конечном итоге может вернуть отрасль к высоким показателям 2009 года.
  2. Пессимисты смотрят на вещи иначе. Они обеспокоены тем, что воздействие пандемии COVID-19 еще не закончилось, и опасаются, что рост показателей является лишь результатом скопления судов в портах после глобального сбоя. Согласно этой точке зрения, когда все вернется в норму, ставки снова упадут. Ситуация в целом может ухудшиться, в случае если новые штаммы вируса прервут мировое производство.
  3. Нейтральное мнение гласит, что недавнее восстановление отрасли в значительной степени выглядит как «отскок» после пандемии COVID-19. Теперь, когда спрос и предложение снова находятся в равновесии, можно ожидать, что в обозримом будущем ставки выйдут на плато. Показатели не упадут, однако, ожидать их роста тоже не стоит.

Конечно, только время покажет, какая из этих точек зрения верна. Однако есть некоторые подсказки, которые помогут нам сформировать примерное представление о ситуации. Мировой спрос на насыпные грузы достиг 1,69 млрд. тонн в первой половине 2021 года, что является самым высоким показателем на начало года в целом. Некоторая часть груза – это, конечно, же «отложенный» груз, который должен был быть реализован в прошлом году. Однако «чистые показатели» говорят о тенденции прямого роста. Эту точку зрения также поддерживает Международный валютный фонд (МВФ). В своей публикации «Перспективы развития мировой экономики» (от июля 2021 года), МВФ прогнозирует, что мировой экономический рост составит 6% в 2021 году и 4,9% в 2022 году. При этом стоит учитывать, что данные показатели зависят от успеха в борьбе с пандемией COVID-19 и инфляцией.

По данным конференции Организации Объединенных Наций (ООН) основным движущим фактором для рынка сухих навалочных грузов в последнюю четверть века было быстрое промышленное развитие Китая и его растущее значение в глобальных цепочках поставок. Это, в свою очередь, привело к доминированию на международном рынке азиатской и внутриазиатской торговли. К 2019 году из Азии был доставлен 41% от общего объема загруженных товаров, импортных товаров из этого региона было отправлено 62%.

Хотя возросшая роль Азии в глобальных производственных цепочках значительно расширила международную торговлю, UNCTAD (The United Nations Conference on Trade and Development) предполагает, что тенденция к глобализации цепочек поставок еще не достигла своей конечной точки. В будущем цепочки поставок будут становиться все более сложными и обширными: спрос на транспортировку сырья и полуфабрикатов увеличивается быстрее, чем рост мировой экономики.

Эти структурные изменения, включая дополнительный растущий спрос на транспортировку зерна (ожидается, что 2021 год станет рекордным годом для импорта зерна в Китай) предполагают, что спрос будет опережать предложение еще в течение нескольких лет. Такие показатели приведут к устойчивому развитию рынка.


E moscow@moore-st.ru

T +7 495 589 34 98


Возврат к списку




Моор СТ- независимая группа компаний со стопроцентным российским участием.