Новости компании Moore ST

СПГ или аммиак: экологичное решение для судоходства 28.05.2021

СПГ или аммиак: экологичное решение для судоходства

Морские перевозки – жизненно важная часть сложной системы современной глобальной экономики. На судоходство приходится 90% всей мировой торговли, что составляет больше $14 трлн. в год.

Постоянно повышающаяся эффективность и модернизация морской логистики, безусловно, удешевляет стоимость перевозимых товаров. Так, например, транспортировка одного яблока из Новой Зеландии в Европу стоит всего 8 центов. Однако до сих пор не многие задумывались о том, насколько пагубно это отражается на экологии.

На судоходство приходится 2,6% (714 млн. тонн) выбросов углекислого газа (СО2) в мире, а также 30% вредных выбросов оксида азота (NOx), по причине которых в Европе за последнее время было зарегистрировано 75 тыс. преждевременных смертей. Если говорить об использовании топлива с высоким содержанием серы, то один контейнеровоз производил бы за день примерно столько же оксида серы (SOx), сколько 53 млн. автомобилей за год. На восточном побережье Азии из-за высокого содержания серы ежегодно преждевременно умирает 400 тыс. человек. И хотя уровень содержания серы в окружающей среде регулируется, он все равно выше, чем при использовании Сжиженного природного газа (далее - СПГ).

 «Если представить, что отрасли – это страны, судоходство стало бы шестым по величине загрязнителем планеты», - говорит Ник Бентли, директор Департамента технологий и инноваций в BE&R Consulting (Австралия). – «При этом полная декарбонизация мирового морского флота и переход на топливо с нулевым выбросом углерода будут стоить компаниям около $2 трлн., включая модернизацию инфраструктуры».

BE&R утверждает, что ответом на подобную «бомбу замедленного действия» может выступить СПГ, прозрачная и нетоксичная жидкость, образующаяся при охлаждении до -162оС. Консультанты прогнозируют, что использование СПГ на судах нового поколения поможет сократить количество вредоносных выбросов на 30%.

Логично, что у идеи использования СПГ в судоходной отрасли есть и противники. Например, Всемирный банк оспаривает данную идею, заявляя, что это будет стоить компаниям и владельцам портов довольно дорого, а нынешние технологии выйдут из эксплуатации и потеряют свою актуальность уже к 2030 году. Однако есть предположение, что Всемирный Банк изначально прогнозировал рост спроса на аммиак и водород, а не на СПГ.

Зеленый аммиак, который лучше всего подходит для транспортировки судов, производится в результате электролиза (окислительно-восстановительных реакций) водорода, и, как следствие, предотвращает выбросы вредных веществ в атмосферу. При этом стоит учитывать, что производство зеленого аммиака в 3,5 раза дороже коричневого аммиака, который получают из углеводородов. Ник Бентли из BE&R согласен с тем, что использование зеленого аммиака – перспективное направление, однако этот проект считается коммерчески не жизнеспособным для контейнеровозов и балкеров в ближайшие пять лет. Топливо из аммиака может стать очень востребованным только через четверть века, когда эти суда будут выведены из строя».

«СПГ легкодоступный, а аммиак применяется сейчас только в качестве удобрения», – говорит он. «Если бы мы использовали СПГ как надо уже сейчас, то действительно  улучшили бы ситуацию в ближайшие 20 лет. Что касается аммиака, то он будет введен в эксплуатацию, как только подтвердится водородно-аммиачная технология».

 «Хорошая новость заключается в том, что инфраструктура для бункеровки СПГ на суше, также может быть использована в работе с аммиаком, правда после незначительной модернизации».

В интервью для Moore Intelligence Ник Бентли также подчеркнул: «Всемирный банк прогнозировал, что к 2030 году 5% от всего топлива для мирового судоходства будет составлять экологически чистый аммиак. А это, в свою очередь, 60 гигаватт энергии. Для производства такого топлива придется значительно увеличить количество водородных электролизеров. Однако на сегодняшний день для развития данного проекта, мы планируем добавлять по 1,5 гигаватт энергии каждый год, поэтому если к 2030 у нас в потоке будет 12 гигаватт, нам очень повезет».

Ориентир судоходной отрасли на СПГ сильно повлияет на развитие стран с большими запасами газа.

«Катар хорошо обеспечен СПГ. Наш газ - качественный и легкий», – утверждает Сами Зайтун, управляющий партнер MOORE QATAR. «В настоящее время мы производим 70-80 млн. метрических тонн  газа и планируем увеличить этот показатель до 130 млн. метрических тонн к 2027 году. Это эквивалентно 6-7 млн. баррелей нефти в день. Цель нашей страны – стать мировым лидером по поставкам СПГ. В следующие 30 лет мы будем привлекать инвестиции во всю цепочку поставок, начиная от переработки и хранения газа до транспортировки в целом. Я верю, что СПГ поможет обеспечить нашей стране хорошую денежную подушку».

Обнаруженный потенциал СПГ  в южноафриканском Мозамбике также свидетельствует о  важной роли страны в развитии  мировой СПГ индустрии.

Повстанческое движение террористов вынудили французскую компанию Total скорректировать график строительства завода Mozambique LNG по производству СПГ и перенести операции на полуостров Афунги. При этом компания от сложившейся ситуации осталась только в выигрыше. По оценкам экспертов  данный переориентир позволит стране получить около $100 млрд. в течение последующих 25 лет, что в шесть раз больше текущего бюджета страны.

Газовые месторождения в Мозамбике по потенциалу во много раз превосходят месторождения в Северном море. Ожидается, что Мозамбик станет самым крупным газовым месторождением на планете.

К сожалению, добыча газа «из-под земли» – не единственное препятствие, с которым сталкиваются сторонники СПГ, по крайней мере, в коротко- и среднесрочной перспективе. И если в Европе инфраструктура четко спланирована для обработки и транспортировки газа, то в других странах она, как правило, нестабильна.

«Бункеровка СПГ – сложная головоломка, решить которую не так просто и довольно дорого», – говорит Дэвид Томази, главный специалист в области энергетики и горнодобывающей отрасли в MOORE GLOBAL. – «Однако мы надеемся, что история с СПГ, как с наиболее практичным и экологичным видом топлива для судов найдет отклик во многих сердцах».


E moscow@moore-st.ru
T +7 495 589 3498


Возврат к списку




Моор СТ- независимая группа компаний со стопроцентным российским участием.